МОСКОВИЯ (фрагмент Пролога романа "Димитриада"). Политико-географическое название Русского государства - Moskovia - в западных источниках употреблявшееся с X V до начала XVIII века, в равной степени с названием Russia, являлось этнонимом от названия его столицы. Аналогично применялись подобные термины относительно других территорий - Varsovia, Kiovia. Но в свете борьбы - при Иване III - за возрождение единства Русского государства он не был уже правомерным. А его использованию в ряде стран Западной Европы способствовала польско-литовская пропаганда, направленная против возрождения Великой Руси. В самом же Русском государстве этот термин не применялся в качестве самоназвания, и в русский язык он вошел в XVIII веке как не полностью освоенное заимствование. С вторжения на Русь литовских войск в 1321 г. и разгрома объединенных ратей русских князей на реке Ирпень началось разделение древнерусской народности. Ослабленная к тому времени кровавыми междоусобицами держава оказалась разорванной на две части. Северо-восточные княжества вынужденно вошли в союз с Золотой Ордой и сумели сохранить свою культуру и внутреннюю независимость, тогда как юго-западные земли стали добычей сильной и хищной Литвы, только что вышедшей из глуши на политическую арену. Первое время ее господство над Правобережьем Днепра было формальным и выражалось лишь в замене русских князей литовскими. Более того, эти пришельцы вскоре стали именовать себя русскими князьями, пользоваться русским языком - как устным, так и письменным, поскольку собственной письменности дикая Литва еще не имела. Не имела она и прочных традиций государственного строительства, и ей оказалось не по силам сформировать могучее Русское государство на захваченных ею землях. Тогда как в северо-восточных княжествах бывшей Киевской Руси со временем была сформирована великая и сильная Русская держава. В ту эпоху противостояния Великого княжества Московского, объединившего всю Северо-восточную Русь, с Великим княжеством Литовским, подмявшим под себя Юго-западную Русь, продолжало употребляться древнее понятие "Русь" ( в Европе - Russia, Rutenia), но нередко - с уточнениями - Великая и Малая Русь, Черная и Белая Русь. Изначально у слова "Московия" не было какого-то негативного звучания, и западноевропейские авторы использовали его наряду с названиями "Руссия", "Рутения" как синонимы. Однако с середины XIX века это название стало мелькать в памфлетах польских публицистов, стремившихся привлечь внимание общественности Европы к так называемому "польскому вопросу". Русских они называли московитами и неевропейцами, в отличие от поляков и русинов (так они именовали украинцев и белорусов). По их мнению, следовало всячески отгородить Россию от Европы как угрозу ее существования. И сделать это можно только путем возрождения Польши в старых границах, примерно по Днепру. Но серьезное научное сообщество не приняло псевдонаучные, расистские идеи Духинского, активно критикуя его теорию. Подмена официального названия России термином "Московия" позднее иногда встречалась в негативном контексте у британских политиков, а в планах Гитлера значилось создание Рейхскомиссариата Московия и запрет названий "Россия", "русский". Отвергнутые в научном мире теория и тезисы Духинского оказались весьма востребованными в среде украинских националистов ХХ века. Употребление инокоренного слова "Московия" хорошо вписывалось у них в концепцию, по которой Россия не имеет отношения к культурному наследию Древней Руси. Этот бред и сегодня можно услышать в высказываниях радикальных украинских политиков, увидеть в издаваемых ими книгах и СМИ. Но мы продолжим рассматривать историю государства Российского в той последовательности, как это было на самом деле, а не выдумано русофобами, от Духинского до Корчинского, - польских националистов, живших на украинской земле, но не нашедших себе достойного применения. А Великое княжество Литовское не сумело сберечь даже собственный суверенитет: одной из интриг соседней Польши стал брак великого князя Литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой в 1385 г. и последовавшим за этим окатоличиванием ранее православного народа. В созданном союзе под названием Речь Посполита доминировала, естественно, Польша, более искушенная в политике и стоявшая значительно выше в культуре. А с заключением в 1569 г. Люблинской унии вся Южная Русь полностью перешла в состав Польского королевства, что означало конец древнерусской самобытности в этом огромном регионе бывшей Киевской Руси. Именно тогда за полонизированной Южной Русью закрепилось название Малороссия (по аналогии с польским регионом Малопольша), а за ее обитателями - этноним малороссы. Никаких украинцев тогда не было еще и в помине... Потомки же Киевского князя Юрия Долгорукого осваивали уже преимущественно северо-восточные земли Древнерусского государства. Наибольший след в истории оставили второй его сын - Андрей Боголюбский и десятый - Всеволод Большое Гнездо, создававшие и укреплявшие поочередно Ростово-Владимиро-Суздальское княжество. А внук Долгорукого - Ярослав Всеволодович стал первым русским князем, получившим от хана Батыя в 1236 году ярлык на Великое княжение во Владимире - новой столице Руси, взамен упавшего Киева. Но наибольшей славы удостоился правнук Юрия Долгорукого - Александр Ярославич Невский. Еще совсем юным оставил его отец княжить в Великом Новгороде, в зрелом же возрасте он номинально стал и Киевским князем, а после смерти Великого князя Ярослава, в результате длительной борьбы с братьями, стал княжить во Владимире. За Московское, только рождающееся, княжество какое-то время спорили его братья Владимир и Андрей, а после и вовсе все затихло....